Применение аутсорсинга в отрасли связи для стабилизации доходности бизнеса
«Взросление» и стабилизация прибыльности бизнеса в сфере связи ставит перед компаниями новые задачи по снижению операционных затрат и сохранению/наращиванию базы клиентов. Для их решения все более актуальным инструментом становится аутсорсинг – частичная или полная передача функций бизнеса сторонним специалистам или компаниям.
Какие задачи может передать на аутсорсинг бизнес в области связи?
- Построение и эксплуатация сети,
- хранение данных,
- инженерные работы,
- IT – стратегическое планирование и управления инфраструктурой,
- техническая поддержка,
- биллинг,
- управления базой абонентов и отношениями с клиентами (CRM),
- сервисные контракты и пр.
Аутсорсинг значительно сокращает операционные затраты (OPEX) и помогает прогнозировать расходы, например, на обслуживание сетей. Аутсорсер может обслуживать сразу несколько сетей бизнеса, и таким образом понизить стоимость обслуживания каждой. Мировой опыт показывает снижение эксплуатационных затрат при помощи аутсорсинга от 15 до 30%.
Различают три вида аутсорсинга: функциональный, операционный и ресурсный, каждый из них может быть полным или частичным. Функциональный аутсорсинг подразумевает передачу управления, при операционном передаются производственные задачи, в случае ресурсного аутсорсинга приобретаются внешние ресурсы взамен внутренних.
Какие преимущества дает аутсорсинг?
- Снижение затрат, повышение экономии на масштабе – 20-40% OPEX
- При совместном использовании сетевых ресурсов снижаются и капитальные расходы (CAPEX)
- Прогнозирование затрат: бизнес может планировать OPEX на годы вперед
- Отказ от владения в пользу аутсорсинга переводит CAPEX в OPEX
- Быстрый доступ к узким специалистам высокого класса, найм которых обойдется намного дороже.
- Схемы совместного распределения рисков: некоторые операторы покупают не оборудование, а емкость сети, например. При этом выплаты поставщику растут по мере роста прибыльности бизнеса оператора и таким образом разделяются инвестиционные риски.
- Упрощение процессов и структуры бизнеса
Компании опасаются прибегать к аутсорсингу из-за риска потери контроля, возможных ошибок подрядчика, нарушения конфиденциальности. Впрочем, от этих рисков никто не застрахован и в случае самостоятельного решения всех задач.
Критически важным становится выбор партнера и тщательно продуманный контракт, в котором будут детально прописаны все обязанности исполнителя, инструменты финансового контроля. Важна и лояльность аутсорсера, т.к. могут возникнуть обстоятельства, требующих больше, чем формального решения обусловленных контрактом задач.
В любом случае, аутсорсинг – это важная тактическая и стратегическая мера, необходимая для развития бизнеса и повышения его прибыльности, и решение о ее применении требует взвешенного подхода.