Трудовые мигранты в России. Тенденции современного рынка труда и особенности Законодательства.
Тема трудовых мигрантов в нашей стране уже долгое время является одной из самых актуальных и проблемных.
Между тем, привлечение трудовых мигрантов является не только российской, но и общемировой тенденцией, поскольку позволяет решить вопрос дефицита рабочей силы во многих отраслях экономики, например, в таких как:
- Строительство;
- Логистика;
- Производство, особенно при использовании производственной линии;
- Розничные продажи;
- Общественное питание.
Для работодателей на нашем рынке труда несомненными преимуществами иностранных граждан перед местным населением являются их трудолюбие и дисциплинированность. Заинтересованность трудовых мигрантов в работе в нашей стране обусловлена тем, что за ту же работу у себя на родине они заработают в 2, а то и в 4 раза меньше, чем в России.
Исходя из этого, работодатель в России получает ряд преимуществ от найма трудовых мигрантов в случае, если иностранного гражданина устраивают условия труда, характер работы и уровень заработной платы:
- Стабильный работник на срок от одного года: как правило, срок работы без перерыва иностранного гражданина 1-2 года до отъезда в родную страну, что позволяет образовать крепкий костяк рабочего коллектива;
- Данные работники не «пропадают» в разгар рабочего процесса без уважительной причины;
- Готовы работать с 2-3 выходными днями в месяц;
- Эффект «Сарафанного радио»: в случае успешной адаптации в компании они с радостью позовут туда своих родственников и знакомых.
Неудивительно, что с каждым годом количество трудовых мигрантов в России увеличивается, но в параллель с этим ужесточаются и требования Законодательства к официальному оформлению иностранных граждан.
Работодатель в России, привлекающий к работе иностранных граждан, всегда имел высокие риски вследствие огромных штрафов (до 1 млн. рублей за каждый случай выявленного нарушения) и необходимости дословно и скрупулёзно разбираться в обширном пакете документов трудовых мигрантов. Но основные моменты ужесточения Законодательства к иностранным гражданам и работодателям, пользующихся оформлением трудовых мигрантов, только за последние годы выглядят следующим образом:
2015 год: введение патентов, которые заменили собой разрешения на работу. Данное нововведение повлекло за собой присоединение к пакету документов иностранного гражданина чеков, подтверждающих оплату ФАП.
Как следствие, иностранный гражданин теперь должен постоянно иметь с собой помимо миграционной карты, регистрации и самого патента все оплаченные чеки, которые, в свою очередь, имеют тенденцию к стиранию, и иностранцы вынуждены обращаться в банк для получения их дубликатов.
Для работодателей новый Закон означал, что теперь сроки действия разрешительных документов необходимо отслеживать не в режиме одного года (срок действия разрешения на работу), а за период оплаченного чека (как правило – 1-2 месяца).
2016 год: введение отчетов СЗВМ и СЗВМ-стаж, а так же автоматизация Пенсионного фонда России с точки зрения наложения штрафов за отсутствие СНИЛС у работников.
СНИЛС для иностранных граждан составляет особую проблему для работодателей, т.к. въезжая на территорию Российской Федерации в первый раз, иностранец не имеет СНИЛС, а обязанность оформить данный документ лежит на работодателе.
Повторный въезд в Россию иностранного гражданина, у которого раннее уже был оформлен СНИЛС, как ни странно, вносит еще большую путаницу в ситуацию. Распространенная тенденция: работодатель оформил СНИЛС иностранцу, но не выдал его сотруднику. Повторная подача на оформление СНИЛС текущим работодателем приведет либо к отказу Пенсионного фонда в оформлении документа, либо к обмену уточняющими данными и рискам срыва сроков своевременного оформления СНИЛС.
Обратная ситуация: сотрудник предъявил готовый СНИЛС, оформленный при предыдущем въезде на территорию Российской Федерации, но теперь в патенте его фамилия переведена иначе. Данные разночтения заметит Пенсионный Фонд при проверке отчета СЗВМ и может оштрафовать работодателя за предоставление неверных сведений номера СНИЛС.
Июль 2018 года: вступление в силу Федерального Закона от 27.06.2018 163 «О внесении изменений в ФЗ «О миграционном учете». Основная идея Закона: иностранный гражданин обязан проживать по месту своей регистрации. Стало невозможным регистрировать трудового мигранта по месту его работы, если оно не оборудовано местами для проживания.
Тонкости данного Закона и его последствия подробно изложены в нашей предыдущей новости
Ноябрь 2018 года: президент РФ подписал Федеральный закон № 366 ФЗ, так называемый, закон о фиктивной постановке на миграционный учет.
Данный Законодательный акт вводит понятие «фиктивная постановка на миграционный учет», а также регулирует размеры штрафов за осуществление нелегальной регистрации иностранных граждан.
Учитывая изложенные выше тенденции работодателям при указанной привлекательности иностранных граждан как основного трудового ресурса с каждым годом все сложнее ориентироваться в безрисковом поле оформления и администрирования трудовых мигрантов.
В нашей богатой практике аутстаффинга и аутсорсинга иностранных граждан мы создали систему, нашли и продолжаем находить новые решения для осуществления одной из главных задач нашей компании – безопасности наших клиентов, использующих труд иностранных работников, и освобождения их от непрофильного для их компаний функционала.
Если после прочтения нашей статьи у Вас остались вопросы о мигрантах на рынке труда России или Вас интересует правовое регулирование труда иностранных граждан в РФ, просто свяжитесь с нами. Мы непременно ответим на Ваши вопросы и с удовольствием расскажем Вам про все особенности труда иностранных граждан.